Алмаз Шарман: о преимуществах чек-апа в РК и достижениях казахстанских врачей
Интервью Алмаза Шарман, президента Академии профилактической медицины Казахстана, программе "Деловое утро" на радиостанции "БИЗНЕС FM".
("БИЗНЕС FM") Вы живете в горах. Это Ваш принципиальный выбор?
(Алмаз Шарман) Здесь два фактора сыграли свою роль. Первое, я считаю, что алматинцам крупно повезло жить в самом живописном, самом красивом уголке Земли. Я очень много в своей жизни путешествовал и пришел к выводу, что Алматы - самое замечательное место для здоровья и качественной жизни. Второе обстоятельство это то, что я сейчас живу в деревянном доме Хонка. Мне 58 лет, и я решил, что свои предыдущие 50 лет зря прожил в каменных и кирпичных стенах . В се- таки дерево дышит , и это очень важно для здоровья. На самом деле это был не простой выбор , и смысл его в том, что с годами все больше задумываешься о своем здоров ье и о качестве жизни.
Фото: @almaz_sharman
Сортом занимаетесь?
С 18 лет стоял на лыжах в наших родных замечательных горах Шымбулака. Потом в 2003 году пересел на сноуборд. А сейчас практикую более спокойные виды спорта. Играл в теннис, занимаюсь фитнесом. Но больше всего люблю гулять со своей собакой по горам, ущельям, очищать природу от мусора. Всем сердцем люблю эти места и поэтому хотелось бы, чтобы там было чисто, чтобы люди наслаждались каждой минутой в самом красивом месте страны.
А еще вы возглавляете диагностическую клинику HealthCity. Как давно она существует?
Мы открыли ее в 2014 году. Сейчас наша клиника встала на ноги. Мы пережили непростые времена, наделали кучу ошибок в бизнесе. Но сейчас это одна из самых привлекательных клиник, где мы оказываем широкий спектр диагностических услуг. Многие казахстанцы ездят за рубеж на чек- ап: в Корею, Германию. А ведь это как раз то, что мы предлагаем им по доступной цене и хорошего качества у нас – в Алматы.
Сколько стоят ваши услуги?
Есть самые разные чек- ап пакеты: от 80 000 до 500 000 тенге. При этом, наш платиновый чек-ап за 500 000 тг - эквивалентен чека-апу в Корее за 5000 $ не считая перелетов, гостиниц и так далее.
Это полная диагностика организма человека?
Невозможно провести полную диагностику организма. Тем не менее, наши диагностические пакеты являются комфортным и дают максимум доступной информации о состоянии вашего здоровья. Мы заимствовали чек-ап технологии у наших партнеров - клиники Mount Sinai Hospital, США. Также подробно изучали опыт корейских , германских , английских клиник и создали эффективный симбиоз. Наши пакеты удовлетворяют многие потребности наших клиентов.
На сколько я знаю, Вас пригласили возглавить HealthCity?
На самом деле HealthCity - это моя личная инициатива. Я работал до этого в Национальном медицинском холдинге, в который меня пригласили. А так же, долгие годы работал в США и был привилегирован стать первым председателем правления Национального медицинского холдинга, объединившего самые современные клиники в Астане.
Фото: @almaz_sharman
В мае этого года исполнится 10 лет с тех пор, как я впервые возглавил Холдинг. Сейчас в его состав входит уже 6 высокотехнологичных клиник. Многие из них вошли в состав Назарбаев университета. Наши скромные результаты заключаются в том, что мои коллеги Юрий Пя и профессор Акшулаков сумели внедрить нейронавигацию, пересадить сердце, имплантировать искусственный левый желудочек сердце. А месяц назад уже имплантировали полностью искусственное сердце. Имплантируют нейростимуляторы в головной мозг с тем, чтобы бороться с болезнью Паркинсона и другими заболеваниями.
По каким критерием Вы набирали сотрудников в HealthCity?
На самом деле в этом было несколько инкарнаций. Изначально ядро коллектива составляют мои подвижники, коллеги, с которыми я долгое время работал. Потом мы решили пригласить к нам еще и молодых врачей, выпускников медицинских вузов. В 2014 году я лично проинтервьюировал порядка 100 человек, даже без опыта работы. В конечном итоге осталось только 5 человек. Это был большой отбор. Кто-то немного проработал и ушел, кто-то мне не понравился, кому-то я не понравился. Такой процесс - это в принципе нормальное явление, непростое болезненное, но в конечном итоге приводящее к нормализации и стабильности. Вместе с тем, мы привлекли очень много "якорных" врачей. Это эндокринологи, кардиологи, которые уже получили широкую известность как врачи, к которым давно ходили пациенты. Мы очень привилегированы, работаем, например, с врачом эндокринологом Ильей Владимировичем Фастом, доктором Виолеттой Борисовной Ким - она замечательный кардиолог, а также другими известными докторами. К ним постоянно вы страиваются очереди. Когда нужны какие-то другие обследования, их пациенты идут и к другим нашим врачам. Получается оптимальная комбинация опыта, молодости, знаний, энергии и так далее.
Во время интервью какие вопросы Вы задавали молодым врачам?
Самые разные. Допустим вот такой вопрос: "Хочешь ли ты стать министром здравоохранения?". Были такие амбициозные ребята, которые уверенно отвечали. Многие говорили, что не имеют таких планов, а просто хотят открыть свою частную клинику. Откровенно признавались, что наша клиника и работа у нас – это плацдарм, где они смогут понять, изучить бизнес-процессы, чтобы в дальнейшем открыть собственную клинику. Тех, кто с опытом, я обычно спрашивал, кто твой ментор: "кто тот человек, который оказал большое влияние на твою жизнь?". Нередко я встречал людей, которые не могли назвать имен. Это очень печально. В жизни любого человека обязательно должен быть кто-то, кто оказал фундаментальное влияние на воззрения человека, его карьеру. Очень важно задавать такие вопросы, не относящиеся к медицине, поскольку априори мы должны понимать, какими ценностями и устремлениями руководствуется человек.
Мне было интересн о больше узнать именно о личной жизни претендента, то, каким спортом увлекается. Это мог бы быть игровой спорт, командный или единоборство. Предпочтения в спорте отражают характер человека. Что самое интересное, в конечном итоге выводы, сделанные на основе анализа всей совокупности полученных при собеседовании ответов, часто соответствуют действительности.
Есть выражение "горящие глаза". Когда к Вам приходит молодой специалист, и у него невероятно горят глаза, но при этом Вам что-то в нем не нравится. Как в таких ситуациях Вы поступаете? Просто не берете на работу или даете ему шанс?
Именно тот критерий, по которому я выбирал претендентов. Из 95 отобранных специалистов с горящими глазами с нами осталось только пятеро.
Что стало с остальными, они потухли?
Совершенно верно! Остальные потухли, увидев сложности и весь непростой процесс. Приведу один пример. Я принял медбратом одного молодого человека, который приехал из Жезказгана и который сказал, что занимается спортивной греблей. Я выразил недоумение, так как не знал, чтобы в Жезказгане были природные условия для занятий водными видами спорта. Оказывается, у них там есть искусственное водохранилище, где занимаются греблей, и этот парень – спортсмен . Мне это очень понравилось . Даже в непростых условиях он добился хороших спортивных результатов. Молодые люди, увлекающиеся спортом, априори конкурентоспособны. Я его принял на работу. Он немного поработал медбратом, потом сказал, что хочет быть техником в области магнитно-резонансной томографии, что хотел бы этому поучиться. Он выучился и сейчас как раз там работает и очень доволен. Вот это тот человек, который пришел ко мне с огоньком в глазах, и он до сих не потух. Он каждый раз ищет что-то новое, ко мне обращается, я всегда готов его поддержать.
Мне хотелось бы отметить, что отцом Алмаза Шармана является академик Турегельды Шарманов, который был министром здравоохранения Казахской СССР. Поэтому это знак, что у нас в гостях сегодня такой неординарный человек. Алмаз, отец Вас как воспитывал? Чему учил, какие знания давал, куда направлял?
Фото: @almaz_sharman
Должен сказать, что мой отец в данный момент находиться на Шымбулаке. Он не катается на лыжах, а просто гуляет. Он считает, что разряженный воздух, низкое давление кислорода стимулирует кроветворение.
И Вы следуете его примеру?
Я как врач все это прекрасно понимаю. С детства мы высоко ценили горную местность. Сейчас ему 87 лет и он ежедневно ездит на Медео, Шымбулак. Ему это очень нравится. Не взирая на свои годы, он активен и много работает. Будучи специалистом по питанию, он выпускает шоколад, изготовленный из кобыльего молока. В свои 87 лет он является стартапером в бизнесе, создал собственное производство, активно про двигает его. Я бы рекомендовал вам с ним отдельно поговорить по этому поводу. Это будет очень интересно, он занятно рассказывает о своем проекте.
Что касается его влияния на мою жизнь, на мою карьеру, то когда я учился в школе, он уже был министром здравоохранения, и как-то раз спросил меня, куда я хочу пойти учиться. В те годы самым престижным (как сейчас в Гарвард поступить) считалось поступление в Московский Институт Международных Отношений (МИМО). Я сказал, что пойду туда. На что он ответил: "Знаешь что, ты пойдешь мИмо МИМО и прямо в медицинский институт". Вот так я оказался в медицине и ни секунды в своей жизни не сожалел об этом. Я считаю, что это самая прекрасная профессия, поскольку медицина - это квинтэссенция многих знаний, опыта, навыков, включая дипломатию, юриспруденцию, не говоря уже о биологии, физиологии, анатомии и так далее.
Мне всегда казалось, что к этой отрасли должна быть природная предрасположенность. Или вы считаете, что всему можно обучиться и стать настоящим профессионалом?
Фото: @almaz_sharman
Совершенно согласен с Вами. Должна быть предрасположенность, призвание. Приведу пример. Сейчас в США, где я много лет работал, наблюдается такая тенденция: в медицинские школы принимают людей, уже имеющих определенный жизненный опыт. Есть клиника Mount Sinai, а при ней медицинская школа Icahn в Нью Йорке. Они впервые внедрили гуманитарный подход при наборе студентов, который был назван ГУМЕД (HuMed ). Его смысл заключается в том, что абитуриенты при поступлении проходят специальное интервьюирование, направленное на выявление жизненного опыта, достижений, личностей (учителей, менторов), оказавших влияние на формирование мировоззрения и жизненных ценностей соискателя.
Считается, что человека можно обучить физиологии, биологии, анатомии, проведению операций, а вот привить человеческие, гуманные качества взрослому уже невозможно, так как это воспитывается в семье и приходит с генами. Поэтому в США врач - это штучный товар. Каждый выпуск насчитывает не более 100 человек. Например, Гарвардская школа медицины ежегодно выпускает лишь 90 врачей. Каждого абитуриента они подбирают очень тщательно, при этом огромную роль играют гуманистическая основа помимо базовых знаний претендента.