Чем дольше дети получают грудное молоко, тем выше их интеллект
Американские ученые из Бостонского детского госпиталя наблюдали за развитием 1 312 детей с рождения до семи лет с тем, чтобы изучить влияние грудного вскармливания на их интеллектуальное развитие.
Ученые установили, что дети, которые первые 6 месяцев жизни находились исключительно на грудном вскармливании и получали материнское молоко до года и более (как это рекомендуется ВОЗ), в 3 и 7 лет имели более высокие показатели интеллектуального развития по сравнению с детьми, получавшими грудное молоко меньший период жизни или вовсе не получавшими его. Это проспективное когортное многолетнее исследование было названо «Проект Вива» (Project Viva).
Исследователи оценивали как вербальный, так и невербальный интеллект детей. Оказалось, что дети, получавшие грудное молоко наиболее продолжительное время, превосходили своих сверстников, отчасти или полностью лишенных грудного вскармливания, по всем измерявшимся показателям.
Грудное молоко обладает уникальным химическим составом, благоприятно влияющим на развитие головного мозга детей. В искусственных молочных смесях невозможно полностью воссоздать биохимический состав материнского молока.
Результаты исследования стали еще одним доказательством того, что рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию, согласно которым первые 6 месяцев жизни ребенок должен находиться исключительно на грудном вскармливании и продолжать получать грудное молоко по крайней мере до года (продолжение кормления грудью до двух лет и более приветствуется), являются целесообразными.
Грудное вскармливание дает человеку массу преимуществ на всю жизнь. Его благотворное влияние распространяется на самые разные сферы жизни – от социально-психологической до биологической. Например, люди, получавшие материнское молоко, на протяжении всей жизни имеют более низкие риски развития ожирения, диабета и других заболеваний по сравнению с теми, кто не получал грудного молока. Люди, которых в младенчестве кормили грудью, зачастую быстрее осваивают иностранные языки, лучше учатся в школе и ВУЗе, добиваются более высоких результатов в карьере.
Материал подготовлен профессором медицины Алмазом Шарманом.