КАК ЛЕЧАТ ПРЕЗИДЕНТА ТРАМПА И ПРИМЕНЕНИЕ МОНОКЛОНАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ В БОРЬБЕ С COVID-19
Как известно, американский президент Трамп заразился коронавирусной инфекцией. Помимо БАДов, таких как витамин Д, цинк и мелатонин, его лечение включало гормон дексаметазон, противовирусное лекарство ремдесивир, а также экспериментальное средство, представляющее собой своеобразный коктейль из моноклональных антител.
Я проанализировал курс лечения президента Трампа и пришел к следующим выводам.
Касательно БАДов, не совсем понятно принимает ли их президент для лечения COVID-19 или с другой целью. Известно, что мелатонин улучшает сон. Касательно цинка и витамина Д, хотя считается, что они усиливают иммунную защиту, пока нет убедительных научных данных об их эффективности у пациентов с COVID-19.
Весьма надежная доказательная научная база об эффективности имеется в отношении дексаметазона. Исследователи из Оксфордского университета показали, что данный недорогой гормональный препарат, снимающий воспаление, значительно уменьшает риск смерти у больных с COVID-19, нуждающихся в кислородной терапии.
О противовирусном лекарстве Ремдесивире я рассказывал в предыдущих передачах. Он блокирует размножение вируса и ранее его успешно применяли во время эпидемии Эболы. Ремдесивир заметно ускорял скорость выздоровления больных с умеренной и тяжелой формами течения COVID-19.
Пожалуй, наибольший интерес представляет лечение с помощью иммунных молекул - антител. Считается, что, правильно подобрав антитела, можно бороться с вирусом также, как если бы у вас развился иммунитет против него. Пока это экспериментальное лечение, и на него медики возлагают особые надежды.
- свойства антител впервые были установлены германскими учеными в 1890 году. Они использовали сыворотку крови экспериментальных животных, переболевших дифтерией и столбняком, введя ее здоровым животным, которые благодаря этому приобрели защиту от указанных смертоносных инфекций.
Сыворотку крови переболевших пациентов иногда пытаются использовать на здоровых людях в целях их лечения и защиты от инфекций. Однако часто это сопряжено с осложнениями из-за того, что помимо антител сыворотка крови содержит другие белки, которые могут вызывать опасные побочные реакции.
В связи с этим перед учеными всегда стояла задача максимальной очистки сыворотки с тем, чтобы можно было использовать исключительно антитела. Поскольку антитела в организме производятся иммунными клетками, называемыми лимфоцитами, оптимальным является клонирование лимфоцитов с тем, чтобы они могли вырабатывать огромное количество антител, исключительно направленных против конкретного вируса.
Такая технология была создана в 1970-х годах германским биологом Джорджем Колером и аргентинским биологом Цезарем Милштейном. Они в то время вместе работали в Кембриджском университете и получили за свое открытие нобелевскую премию. Смысл их открытия заключался в том, что они сумели объединить иммунную клетку, вырабатывающую антитела с быстро растущей раковой клеткой. Полученная таким путем химера могла в огромных количествах производить антитела, которые называют моноклональными.
Мне часто приходилось использовать моноклональные антитела в своих научных исследовании в области иммунологии. Они действительно облегчают процесс научных изысканий.
Моноклональные антитела получили огромное практическое применение в медицине. Сегодня их широко используют для лечения аутоиммунных и онкологических заболеваний. Тем не менее, моноклональные антитела редко применяют для лечения инфекционных болезней.
Этим вопросом заинтересовалась компания Regeneron Pharmaceuticals, расположенная вблизи Нью-Йорка. Поскольку эта компания много лет занимается производством моноклональных антител в промышленных масштабах, ими была поставлена задача выработки достаточного количества молекул для применения у больных с COVID-19.
Завод по производству моноклональных антител против коронавируса выглядит как технологическая цепь из огромных биореакторов вместимостью в десятки тонн. Они содержат питательные растворы, необходимые для роста клонов иммунных клеток. Для очистки нужных антител используются специальные фильтры и огромные центрифуги. В результате получают очищенный концентрат моноклональных антител, готовых к применению.
Их и применяли для лечения президента Трампа. О том, насколько эффективно такое лечение, мы узнаем из официальных новостей.
Алмаз Шарман, профессор медицины Президент Академии профилактической медицины Член Американской ассоциации здравоохранения