КАК ВИД ТРЕНИРОВОК ЗАВИСИТ ОТ ТИПА ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ
Все знают, что физические упражнения полезны, но не все могут немедленно перейти к действиям и превратить их выполнение в привычку.
Одной из причин может быть отсутствие мотивации или дисциплины, однако существует еще один существенный фактор – возможно вы просто еще не нашли тот тип упражнений, который лучше всего отвечает именно вашим потребностям и подходит именно вам.
Чем лучше мы себя знаем, тем легче сформировать новые привычки, которые будут работать именно на нас
Итак, первый шаг к тому, чтобы больше тренироваться, - это понимание своих индивидуальных особенностей. Только так вы сможете выбрать упражнения, которые подойдут вам наилучшим образом, действительно принесут вам удовольствие, счастье и радость, а также сохранят мотивацию следовать новым привычкам в долгосрочной перспективе.
В этой статье мы рассмотрим «Большую пятерку» черт личности (одну из наиболее распространенных моделей личностных черт в психологии) и то, как каждая из этих черт может влиять на ваши предпочтения в отношении различных типов упражнений и физической подготовки.
«Большая пятерка» черт личности человека
Черты личности, входящие в «Большую пятерку», являются наиболее изученными личностными характеристиками в психологии. Их формирование во многом обусловлено влиянием генетических и биологических факторов, поэтому понимание того, как они на нас влияют, важно для самосознания и улучшения жизни.
Предлагаем краткие характеристики каждой черты:
Открытость опыту. Высокая степень открытости опыту ассоциируется с творчеством, интеллектуальным любопытством и любознательностью, низкая же степень связана с осторожностью, стабильностью и последовательностью.
Пример (высокая степень): «Мне нравится познавать все новое».
Пример (низкая степень): «Я не считаю себя интеллектуалом».
Добросовестность. Высокая степень добросовестности ассоциируется с организованностью и эффективностью, а низкая – с беспечностью и легкомыслием.
Пример (высокая степень): «Мне нравится быть готовым и следовать графику».
Пример (низкая степень): «Я могу быть небрежным и неорганизованным».
Экстраверсия. Высокая степень экстраверсии ассоциируется с общительностью и энергичностью, низкая же степень экстраверсии связана со скрытностью и одиночеством (общительный/энергичный vs. одинокий/ скрытный)
Пример (высокая степень): «Мне нравится быть рядом с людьми, и я не против оказаться в центре внимания».
Пример (низкая степень): «Мне кажется, что люди часто забирают мою энергию».
Доброжелательность. Высокая степень фактора доброжелательности означает дружелюбие и сочувствие, в то время как низкая степень ассоциируется с сомнениями и критичным настроем.
Пример (высокая степень): «Мне нравится помогать людям и сопереживать им».
Пример (низкая степень): «Мне нравится вступать в дискуссии по спорным вопросам».
Невротизм. Высокий уровень невротизма означает чувствительность и нервозность, в то время как низкая степень связана с безопасностью и уверенностью.
Пример (высокая степень): «Я сразу начинаю нервничать».
Пример (низкая степень): «Большую часть времени я расслаблен».
Таково лишь общее описание основных личностных факторов «Большой пятерки». Очевидно, что вы уже примерили их на себя и сделали первоначальные выводы о том, какие черты соответствуют именно вам.
Имейте в виду, ни одна из этих черт не относится к разряду «или то, или это», они существуют в определенном диапазоне. Человек может быть ярким, умеренным экстравертом, а также обладать этим качеством лишь в малой степени.
Также помните, что ни одна из этих черт не обязательно является «хорошей» или «плохой», очень часто все зависит от контекста и ситуации. Например, несмотря на то, что доброжелательность обычно считается положительной чертой личности, некоторые исследования, в частности, одно из них, проведенное с использованием эксперимента Милгрэма, показывают, люди с высокой степенью доброжелательности являются более консервативными и послушными. Другое же исследование доказывает, что, хотя невротизм и относят чаще всего к негативным чертам, он, вкупе с добросовестностью, помогает мотивировать на более здоровое и целенаправленное поведение.
Важно не оценивать эти черты личности как обязательно «хорошие» или «плохие», а понимать, что они могут лежать в основе как здорового, так и нездорового поведения, в зависимости от обстоятельств.
А теперь давайте сконцентрируемся на том, как проявляются личностные факторы «Большой пятерки» в случае с физическими упражнениями.
Как личностные особенности влияют на выбор физических упражнений
Теперь, когда мы знакомы с «Большой пятеркой» черт личности, давайте сосредоточимся на том, как они могут повлиять на ваши предпочтения в выборе физических упражнений и как использовать эту информацию, чтобы выбрать тренировку, которая подходит вам лучше всего.
Итак.
Высокая степень открытости опыту: предпочтительны разнообразные виды упражнений и активности (от йоги до скалолазания) для сохранения мотивации и ясности ума. Тренируйтесь в разных местах, например, на природе или на пляже, а не только в спортзале.
Низкая степень открытости: стабильно выполняйте набор упражнений каждый день до тех пор, пока такая нагрузка вас устраивает. Занимайтесь только в одном месте, чтобы со временем оно стало для вас привычным и знакомым.
Высокая степень добросовестности: хорошее качество для формирования новых привычек, сохранения мотивации и отслеживания прогресса. Таким людям обычно не нужен руководитель или тренер, который бы их контролировал.
Низкая степень добросовестности: не настолько ответственны, чтобы не нарушать привычку тренироваться. Таким людям необходим тренер, руководитель или компаньон для тренировок. Также рекомендуется, чтобы они имели мобильные приложения и/или трекеры активности, чтобы отслеживать свой прогресс в тренировках и развивать чувство ответственности.
Высокая степень экстраверсии: подпитывайтесь занятиями с другими людьми, особенно хороши командные или групповые упражнения, которые имеют большую социальную составляющую. Танцевальный класс, спортивная команда или групповые тренировки в зале - вот некоторые примеры занятий, которые вам понравятся.
Низкая степень экстраверсии: отдавайте предпочтения самостоятельным физическим упражнениям, например, таким, как бег, плавание, поднятие тяжестей в домашних условиях или езда на велосипеде. Переполненный тренажерный зал или большая группа вряд ли будут вас мотивировать, лучше иметь собственное пространство.
Высокая степень доброжелательности: наслаждайтесь физическими упражнениями, которые предполагают сотрудничество и командную работу, оказание и получение поддержки от других людей в доброй дружеской атмосфере. Жесткая конкурентная среда будет на вас давить и оказывать угнетающее воздействие.
Низкая степень доброжелательности: наслаждайтесь физическими упражнениями, которые включают соревнования, а также участие тренеров или приятелей, которые бросают вам вызов и подталкивают вас. Также полезными будут дружеские состязания, в которых можно выиграть, попытки побить свои личные рекорды и добиться более высоких результатов.
Высокая степень невротизма: из-за сильного стресса и тревожности такие люди получают больше пользы от веселых расслабляющих упражнений и тренировок. Вырабатывать новые привычки следует постепенно и с посторонней помощью до тех пор, пока тренировки не станут комфортными и стабильными. В начале пути потребуется дополнительная поддержка и содействие со стороны других людей.
Низкая степень невротизма: легко приобретают новые привычки и адаптируются к новой среде. Наслаждайтесь захватывающими упражнениями с высокой степенью интенсивности. Таким людям идут на пользу соревновательный дух в спорте и различных соревнованиях.
Это лишь краткое изложение того, как черты личности из «Большой пятерки» могут повлиять на ваш выбор физических упражнений.
В конечном счете, чем лучше вы себя понимаете, тем легче вам будет выработать тот тип здорового образа жизни, который подходит именно вам, который будет работать на, а не против вас. Легче оставаться мотивированным, когда вы занимаетесь видом деятельности, который находит у вас отклик на индивидуальном уровне.
Алмаз Шарман, профессор медицины
К публикации материал подготовила Дина Букаева