Воспитательная среда влияет на развитие структур головного мозга
Специалисты из Института мозга при Университете Кэлгари занялись вопросом изучения различных моделей воспитания и их влияния на развитие нервной системы. Изучение популяции мышей показало, что негативная среда воспитания делает детенышей животных чрезмерно бдительными, в то же время воспитание, построенное на поддержке и поощрении, прививает стрессоустойчивость и стремление к новизне. Ученые также выяснили, что позитивная среда воспитания, как правило, способствует росту нейронов в зубчатой извилине - регионе головного мозга, который отвечает за процесс обучения, хранение воспоминаний и пространственную координацию.
Исследователи разбили мышей на различные группы. В первой экспериментальной группе ученые оставили беременных самок одних и позволили им рожать и воспитывать детенышей в одиночку. Во второй группе беременных самок смешали с группой небеременных самок, которые помогали матерям воспитывать их помет. В третьей группе оказались беременные самки с будущими отцами. После того как детеныши мышей повзрослели, исследователи провели над молодняком ряд тестов для проверки их когнитивных, социальных навыков, а также их реакции на стресс. Также животным ввели в организм краситель для определения дальнейшего развития нейронов в головном мозге.
Благодаря эксперименту ученые выяснили, что детеныши, которые воспитывались родителями обоих полов, отличались более развитыми нейронами зубчатой извилины. Подобной тенденции в особенности были подвержены самцы. Наблюдая за тем, как родители заботились о потомстве в разных ситуациях, ученые заметили, что молодняку, взращенному двумя родителями, уделялось двойное внимание, уход и ласка в сравнении с детенышами, воспитанными одним родителем.
Как считают исследователи, понимание процессов, которые влияют на развитие головного мозга на ранних стадиях, поможет понять когнитивные, эмоциональные и поведенческие аномалии, которые влияют на жизнь людей. Согласно предыдущим исследованиям, в которые были вовлечены уже люди, дети, воспитанные в позитивной и благоприятной среде, обычно более здоровы психически и реже сталкиваются с проблемами агрессивного поведения в обществе и реже употребляют алкоголь и наркотики.
Материал подготовлен профессором медицины Алмазом Шарманом.