ПЛАЗМА КРОВИ ПЕРЕБОЛЕВШИХ И ДРУГИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИММУНОТЕРАПИИ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
В последнее время активно обсуждаются технологии, в которых используют возможности нашей иммунной защиты в борьбе с коронавирусной инфекцией. Эта тема очень близка для меня как иммунолога с 40-летним опытом.
Особый интерес представляет использование плазмы крови от лиц, переболевших COVID-19. Такую плазму называют конвалесцентной. Если ее перелить больному пациенту, то содержащиеся в ней иммунные молекулы способны эффективно бороться с коронавирусом.
Несмотря на простоту и привлекательность, данный метод лечения, тем не менее, имеет свои ограничения. Дело в том, что таким способом один переболевший может помочь лишь трем пациентам с COVID-19.
Решение проблемы видится в технологии клонирования иммунных клеток, вырабатывающих антитела. Их называют моноклональными антителами. Данная технология позволяет вырабатывать их в количествах, достаточных для лечения сотен и тысяч пациентов. За ее разработку еще в 1985 году иммунологи Cohler и Millstein получили Нобелевскую премию.
С тех пор на основе моноклональных антител были созданы многие современные противораковые лекарства - так называемые таргетные препараты. Моноклональные антитела также эффективно использовались в борьбе с другой опасной эпидемией, вызванной вирусом Эболы.
Так что у меня большие ожидания от этой технологии, полагая, что она поможет пациентам успешно бороться против коронавирусной инфекции. Кроме того, моноклональные антитела можно использовать в виде своеобразных вакцин против коронавируса, заранее введя их лицам, подверженным риску заражения, в частности, медицинским работникам.
Недавно американская компания Regeneron разработала новый продукт, который они назвали коктейлем иммуноглобулинов против коронавируса. Он содержит очищенную плазму от пациентов, перенесших COVID-19, смешанную с моноклональными антителами. На днях компания сообщила, что она завершает клинические испытания своего изобретения.
Далее я хотел бы рассказать о об истории своего коллеги - американского доктора Ryan Padget и Сиэттла. Ryan отличался отменным здоровьем. За профессионализм и самоотверженный труд он заслужил большое уважение в коллективе. Однако недавно работая с коронавирусными пациентами, он заразился и обнаружил у себя симптомы COVID-19.
Болезнь у него приняла тяжелую форму, которую он описал словно на него наехал грузовик. Состояние Ryan ухудшилось, и он попадает в реанимацию. Из-за неспособности самостоятельно дышать ему установили аппарат искусственной вентиляции легких - ИВЛ.
Вирус нанес огромный ущерб организму зараженного доктора. Однако еще большие разрушения вызвала его собственная иммунная система. Вместо того, чтобы бороться против вируса, иммунные клетки стали поражать легкие, сердце, почки, печень и другие внутренние органы.
Образно говоря, вместо снайперских выстрелов по вирусу, иммунная система стала применять тяжелую артиллерию, поражая собственные органы и ткани пациента. Такое опасное состояние называется цитокиновым штормом. Оно является ведущей причиной смерти пациентов с тяжелой формой коронавирусной инфекции.
Интересно, что аналогичные явления часто наблюдаются при раке крови, который лечат путем стимулирования иммунных клеток. Онкологи научились бороться с таким состоянием. Они и посоветовали применить новое лекарство tocilizumab, которое также применяется для лечения ревматизма. В результате его применения доктора Padget удалось спасти и снять с аппарата ИВЛ.
В настоящее время 65 пациентов с тяжелой формой коронавирусной инфекции участвуют в углубленных клинических испытаниях данного препарата. И предварительные результаты оказались весьма обнадеживающими.
Ученые понимают, что нет панацеи от COVID-19. Как видно, одним из путей эффективного воздействия на коронавирус является мобилизация потенциала иммунной защиты организма. Ранее я рассказывал о применении простого и недорого гормонального лекарства дексаметазона для лечения тяжелых форм COVID-19. Большие надежды связывают с противовирусным препаратом Ремдесивиром.
Борьба с пандемией коронавируса еще далека от завершения. Ученые всего мира ищут эффективные вакцины и лекарства. Но нам нужно выиграть для них время. Для этого важно соблюдать простые вещи, которые работают в нынешней ситуации – это надевать маски, избегать посещения мероприятий и людных мест, соблюдать дистанцию и правила гигиены.
Алмаз Шарман, профессор медицины