КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ О КОРОНАВИРУСЕ
Меня взволновало видео маленького Нурислама, который эмоционально поделился о том, как он, будучи на карантине скучает по школьным занятиям. Многие дети спрашивают почему им не разрешается ходить в школу и нельзя общаться с друзьями и соклассниками. Они могут задавать вопросы о карантине и коронавирусе, насколько это опасно и что нас всех ждет.
Детям важна определенность, чувство уверенности в завтрашнем дне. И услышать об этом они хотят от родителей.
Конечно, в разговоре с детьми важно их не запугать, но вместе с тем, необходимо чтобы они понимали почему важно соблюдать правила гигиены и ограничивать общение со сверстниками. Для этого нужны рассудительные ответы на непростые вопросы детей и стараться развеять их страхи и тревоги.
Прежде всего, необходимо понять, ЧТО ваш ребенок знает о нынешней ситуации. Разговор можно начать с того, слышал ли он о коронавирусе и что ему об этом известно. Если ваш ребенок еще не слышал об эпидемии, то лучше вообще не обсуждать эту тему. Это позволит избежать лишних переживаний.
Конечно, ситуации могут быть совершенно разными. Одно дело, когда дети вам говорят, что нынешняя эпидемия — это лишь обычный грипп. А другое, когда они слышали, что много людей в мире умирают из-за коронавируса.
Не следует безразлично относиться к детским страхам. Если ваш ребенок услышал от кого-то, что он может умереть – то это должно настораживать, и важно к этому отнестись с полной серьезностью.
При этом недостаточно ему сказать, что «все будет нормально». Ребенок может вас не услышать. Важно понять, ЧТО он чувствует и постараться его успокоить. Когда ребенок придет в себя, можно провести обстоятельный разговор о коронавирусе.
Например, можно начать с обсуждения того, что такое вирусы и как они различаются. Некоторые вызывают боль животе, другие простуду с кашлем, а коронавирус – это новый тип вируса, вызывающий болезнь, которая отличается от обычной простуды.
Доктора делают все, чтобы люди меньше заражались и помогают тем, кто заболел. Также в этом помогают ученые. Это очень умные люди, которые работают над тем, чтобы мы все были в безопасности и оставались здоровыми.
Касательно закрытия школ можно сказать следующее: «сейчас вокруг накопилось множество различных микробов. Много их и в школах, которые следует хорошенько почистить, прежде чем ты вернешься на занятия».
И все это можно преподнести в позитивном тоне, например, как: «разве плохо что мы вместе проводим время вместо того, чтобы тебе сейчас находиться где-либо в другом месте и чего-то бояться.
Дети лучше воспринимают простые факты, донесенные ясным и доступным языком. Также они должны быть уверены в том, что родители всегда рядом с ними, чтобы в любую минуту их поддержать. А для этого может быть и недостаточно лишь одной беседы.
Разговаривая с детьми важно в первую очередь обуздать собственную тревогу и убедиться, что вы сами не паникуете. Дети не должны почувствовать неопределенности, поняв от вас что ситуация в мире опасна и непредсказуема.
Находясь вместе с детьми дома на карантине, желательно максимально придерживаться обычного графика. Эксперты рекомендуют, чтобы дети вели своеобразный дневник карантина, куда они могли бы записывать или зарисовывать свои мысли и переживания. Это может помочь им оставаться занятыми и легче переносить тревоги и неприятные ощущения.
В вечернее время перед сном желательно ограничивать детей от новостей из телевизора или интернета. Предпочтительны успокаивающие и приятные занятия, такие как совместное чтение книг, прослушивание музыки или настольные игры и построение мозаики. Ими можно заняться за пару часов до ухода ко сну. Должен наступить момент, когда ребенок начинает успокаиваться и постепенно отключаться в комфортной обстановке рядом с близкими.
Важно чтобы дети хорошо высыпались, а на следующий день оставались физически активными.
Если у вас возникли вопросы, пишите мне на zdrav@zdrav.kz
Желаю вам, чтобы время, проведенное совместно с детьми, не сводило вас с ума, а приносило радость. Всего вам доброго. Берегите себя и своих близких.
Алмаз Шарман, профессор медицины
- COVID-19. Международные эксперты - Халықаралық сарапшылар. Алмаз Шарман - Майкл Бэйкер (Новая Зеландия)
- Пост-COVID синдром: Международные эксперты - Халықаралық сарапшылар. Пол Гарнер и британские доктора с Алмазом Шарман
- Интервью президента Академии профилактической медицины, профессора Алмаза Шармана с Доктором Хи Сук Мин, генеральным директором клиники Medical Partners (Южная Корея)